Давайте условимся, что тренер не является управляющим, — он исполнитель. Управляющим является человек, конкретно тренирующейся (или оплачивающий тренировки своих детей, родственников и т.д…). Он, т.е. заказчик, как выше сказано, имеет перед собой определенные цели, и для достижения их, делегирует ряд своих управленческих полномочий по отношению к лицу подвергающемуся «экзекуции тренировок» (проще говоря, передает функции методического планирования)… Так вот, он делегирует их, специалисту, предполагаемо имеющему квалификацию, достаточную для достижения выше упомянутых целей.
В чем же тут возникает проблема? Главная проблема любого исполнителя – отсутствие четко прописанной задачи. Ясно, что занимаясь Восточными (и не только) Единоборствами, при том ставить только одну задачу (приблизительный список задач перечислен в статье «Зачем заниматься карате»), все равно, что стрелять из пушки по воробьям…. Да, Боевые Искусства, Военно-Прикладные виды спорта, различные (в том числе и Восточные) Единоборства – слишком многогранны что бы замыкаться только в узких рамках одной единственной задачи. Но всегда существуют приоритеты. Приоритеты, которые естественно меняются по мере достижения определенных задач, по мере взросления, по мере различных изменений в личной (или общественно-карьерной) жизни. Так у молодого человека лет до 25, обычно основная цель чисто прикладная – суметь постоять за себя и за тех, кто рядом в критической ситуации. Но если при этом пообещать этому молодому человеку, что Ты будешь сильным, Ты будешь опасным для потенциального агрессора!… Но… при этом почки и печень будут функционировать плохо, голова будет постоянно болеть, а руки трястись, при всем при том, с целью улучшения Твоей «непробиваемости» мы с Тобой обрастем многими килограммами жировых подушек, которые свисая с боков будут бить Тебя при ходьбе по бедрам… — то при описании подобных перспектив вряд ли он (при условии полной его вменяемости) согласиться на такой эксперимент со своим организмом. Поверьте даже профессиональные спортсмены, зарабатывая свои травмы, стараются всеми возможными путями их избежать, а при получении – лечить. Кстати рассказы о том, что профессиональный спорт вреден слегка преувеличены… Да, говорят у Арнольда Шварценегера проблема с почками и печенью, но извините, сколько ему сейчас лет, где гарантия, что в этом возрасте у него бы, подобных проблем не было и без занятий спортом… Да у Мухамеда Али болезнь Паркинсона… Я не являюсь врачом и не могу утверждать наверняка, но где-то я слышал, что болезнь Паркинсона развивается только при врожденной склонности к ней, хотя возможно постоянные удары по голове (спорте чаще говорят в голову) являются в данном случае фактором, многократно усиливающим риск. По моему личному опыту общения с людьми, имевшими высокие спортивные достижения, они даже в старости, при условии мало-мальской физической активности, находятся в довольно приличной форме, а при сравнении со своими сверстниками обычно выигрывают и в плане здоровья. Да есть у них определенные проблемы, связанные с бывшей профессиональной деятельностью, но потому мы на них и обращаем внимание, что другие проблемы, связанные с возрастными изменениями, выражены весьма слабо…
Но вернемся к тому, для чего мы и начали весь этот разговор! К целеустановке. Тренеру гораздо легче работать, когда он понимает, что от него хотят. Если тренер занимает такую позицию: «Я некий обладатель некого, особого сакрального знания… и Ты приди ко мне, заплати мне, а я Тебя, за Твои деньги, обращу в свою веру…» Согласитесь, такой подход отдает явным сектантством. И, методы, практикуемые в таком тренировочном процессе, скорее будут направлены на определенное зомбирование занимающегося, чем на достижение конкретного результата…
Чтоб избежать такой ошибки я рекомендую Вам продумать для себя – что Вы конкретно хотите и в каком порядке готовы расставить приоритеты среди множества целей, которые возникают перед Вами на «пути Карате». Это Вам понадобится, что бы принимать посильное участие в управлении тренировочным процессом, контролем над ним. Ведь тренер – это не Великий Учитель, не Особо Посвященный Мастер, а Ваш наемный служащий, которому Вы платите зарплату, перед которым Вы ставите определенные задачи, и которого конечно же нужно контролировать. Я думаю, что люди имеющие определенный опыт в управлении знают, что контроль является безусловно необходимой частью менеджмента.
Но, для того что бы контролировать процесс, нужно поставить задачу, т.е четко сформулировать ее в словесной форме. Обговорить все это с тренером, если он (а в данном случае предполагаю, что им буду я), так вот если он имеет определенный опыт, то постарается привести Ваши пожелания к реальным возможностям, и предложить пути решения. Тем более, что индивидуальные тренировки, и тренировки в минигруппе (правда в меньшей степени) предоставляют достаточный простор для «маневра», дают возможность подстроиться под определенного человека с одной стороны, и дают возможность использовать методики, которые в больших группах неприменимы, потому что требуют стопроцентного контроля со стороны тренера.
В данном случае я имею ввиду, что при индивидуальной работе с начинающим, конечно не сразу, а после достижения определенного минимального уровня тренированности (16-25 занятий), можно использовать методики применяемые при работе со спортсменами хорошего уровня. Разница, конечно, есть нагрузка чуть меньше, постоянный контроль тренера при исполнении… спортсмену дается задание и он сам знает, как и что он может делать, с начинающим же необходим постоянный контроль малейшая неточность в исполнении, малейшее превышение нагрузки чреваты травмой, результатом просто от секундного перенапряжения или не совсем ловкого движения – естественно в больших группах так работать нельзя. Да такая работа для тренера тяжелая, требуется постоянное внимание, но результат того стоит. Прогресс занимающихся ускоряется в разы по сравнению с обычным.
К сожалению, у данной методики есть недостаток: слишком быстрый прогресс всегда не стабилен. Многие ученики, получив первые результаты ожидают, что это уже на всю оставшуюся жизнь…. Но, поверьте, так же как и при изучении языка требуется постоянная практика – так и в спорте, как только Вы прекращаете заниматься начинается регресс – откат к прежним позициям. А когда достигнутый результат пришел достаточно скоро – то соответственно и откат происходит быстрее. В принципе это не проблема, если предполагается заниматься достаточно долго, не обходимый тренировочный «тоннаж» будет достигнут, и если потом все же поддерживать форму (ясно, что всю жизнь заниматься достаточно интенсивно не получится, иногда мы занимаемся очень плотно, иногда вынужденны пропускать тренировки и, даже, продолжительное время, иногда просто снижаем общую нагрузку, а, бывает время, мы можем посвятить больше времени себе и спорту и в такие моменты стараемся вывести себя на более высокий качественный уровень, что бы в другое время иметь возможность его поддерживать…) при таком подходе вышеупомянутые недостатки не заметны, более того становятся достоинствами, если подходить к своим результатам не как к сиюминутным достижениям – а как результатам долгой и планомерной работы.
Проще говоря предлагая заниматься по интенсивным, спортивным методикам, я предлагаю измерять результат не по категории: «За какое время я достигну определенного уровня», а по категории: «До какого уровня я дойду за определенное время».
Если человек предполагает потренироваться месяца 3 и потом бросить занятия – то лучше и не браться вовсе, не тратить свое время и время окружающих. Потому что, еще раз напомню последний мой тезис, что достигнутый результат (а первые результаты почувствуются (у взрослых) где-то через 20-30 недель) достигнутый результат все же требует закрепления.
Сергей Каминский